Генезис самодержавной власти в России

Административный аппарат Московии

Борис Годунов

Генезис самодержавной власти в России

Государевы служилые люди

Дворяне и бояре

Иван Грозный

История русского раскола

Местничество

Москва и Новгород

Московия

Образование централизованного русского государства

Опричнина

Православная церковь

Русская деревня в эпоху крепостничества

Тягловое сословие, тягло

Формирование крепостного права в Московской Руси






Вотчинный порядок в Твери ничем не отличался от московского.


Подобно другим историкам, при разборе эволюции русской монархии мы сосредоточили свое внимание на Москве, поскольку она сделалась столицей российской империи, да и история ее известна лучше истории всех других княжеств. Однако вотчинное умозрение и вотчинные институты не ограничивались Москвой, они коренились в удельном строе и во всем геополитическом положении северо-восточной Руси. Составленное в 1446 - 1453 гг. в Твери "Слово инока Фомы" поет хвалы князю Тверскому почти в таких же тонах, в каких московская панегирическая литература позднее воспевала своего царя. "Слово" называет тверского князя "царем", "государем", "самодержцем", наследником императорского титула и говорит о Твери как о новой столице православной веры.*30 Этот отрывок дает основание предположить, что, случись по-иному, историки вполне могли бы говорить о Твери как об источнике вотчинного строя в России. Питая великую веру в свои силы, Москва принялась в середине XV в. собирать обширную "вотчину", на которую она предъявляла свои права. В теории, целью московской экспансии было поставлено собирание всех земель, составлявших Русь. Отсюда речь шла и о большей части Литвы. Однако, как мы отмечали выше, "речь шла также и о Казани, Астрахани и Ливонии, которые сроду не входили в Киевское государство. Из-за отсутствия в этой части земного шара природных границ даже с самыми лучшими намерениями нельзя было провести рубеж, отделяющий земли Руси от территорий, заселенных народами других рас и вероисповеданий. Когда еще только начинало складываться национальное государство, под русской властью жили финны и тюрки. Позднее к ним добавились другие народы. В результате этого устройство национального государства и создание империи (процессы, на Западе разделенные и по месту, и по времени) происходили в России одновременно, бок о бок, и были практически неотличимы друг от друга. Когда какая-то территория аннексировалась Москвой, была она или нет частью Киевского государства и к какой бы нации или религии ни принадлежало ее коренное население, она немедленно присоединялась к "вотчине" правящего дома, и все последующие монархи относились к ней как к некоему священному неделимому фонду, отдавать который не полагалось ни при каких обстоятельствах. Цепкость, с которой российские правители вне зависимости от их текущей идеологии держались за каждый квадратный сантиметр земли, когда-либо принадлежавшей одному из них, коренится в вотчинной психологии. Это территориальное выражение того же принципа, исходя из которого российские правители ни под каким видом добровольно не уступали своим подданным ни йоты политической власти.*31
*30 Werner Philipp. 'Ein Anonymus der Tverer Pubiizistik im 15 Jahrhundert Festschrift fur Dmytro Cwzevskyej zum 60. Geburlstag (Berlin 1954), стр 230-7
*31 Занятные примеры этой психологии можно обнаружить в советских учебниках истории, рассматривающих все происшедшие за последнюю тысячу лет поглощения русским государством чужой территории как "присоединения". Точно такое же действие со стороны другого государства превращается в "захват". Так. например, русское императорское правительство "присоединило" Туркестан к России, тогда как викторианская Англия "захватила" Египет.

Вотчинный порядок в Твери ничем не отличался от московского

Господа и государи

Другим событием, способствовавшим политизации московских правителей, явилось крушение Византийской империи

Есть кое-какие указания на то, что первые цари смотрели на себя как на наследников монгольских ханов

Золотая Орда дала первый пример централизованной политической власти, с которым вплотную столкнулись русские князья

Идея государства отсутствовала в России до середины XVII века и даже после своего появления не была толком усвоена

Крушение Золотой Орды и Византии освободило Москву от подчинения двум империям, претендовавшим на какую-то форму верховной власти над нею

Окончательное оформление московской вотчинной власти как центральной власти всей России

Особенности дипломатии Московских царей

Павел I был первым императором, которы решил отграничить царские земли от государственных

Россия не могла равняться на Византию, так как не знала ее

Уже к середине XVII века русские цари правили самым большим государством на свете

 

На главную страницу