Русская деревня в эпоху крепостничества

Административный аппарат Московии

Борис Годунов

Генезис самодержавной власти в России

Государевы служилые люди

Дворяне и бояре

Иван Грозный

История русского раскола

Местничество

Москва и Новгород

Московия

Образование централизованного русского государства

Опричнина

Православная церковь

Русская деревня в эпоху крепостничества

Тягловое сословие, тягло

Формирование крепостного права в Московской Руси






Первобытное сознание русского крестьянина.


Сознание русского крестьянина было, если использовать терминологию старого поколения антропологов вроде Леви-Брюля (Levy-Bruhl), "первобытным". Наиболее выпуклой чертой сознания такого типа является неумение мыслить абстрактно. Крестьянин мыслил конкретно и в личностных понятиях. Например, ему стоило больших трудов понять, что такое "расстояние", если не выразить оное в верстах, длину которых он мог себе представить. То же самое относится и ко времени, которое он воспринимал лишь в соотнесении с какой-то конкретной деятельностью. Чтобы разобраться в понятиях вроде "государства", "общества", "нации", "экономики", "сельского хозяйства", их надо было связать с известными крестьянам людьми, либо с выполняемыми ими функциями.
Эта особенность объясняет очарование мужика в лучшие его минуты. Он подходил к людям без национальных, религиозных и каких-либо иных предрассудков. Несть числа свидетельствам его неподдельной доброты по отношению к незнакомым людям. Крестьяне щедро одаривали едущих в сибирскую ссылку, и не из-за какой-то симпатии к их делу, а потому что они смотрели на них как на "несчастненьких". Во время Второй Мировой войны гитлеровские солдаты, пришедшие в Россию завоевателями и сеявшие там смерть, сталкивались в плену с подобными же проявлениями сострадания. В этой неабстрактной, инстинктивной человеческой порядочности лежала причина того, что радикальные агитаторы, пытавшиеся поднять крестьян на "классовую борьбу", столкнулись с таким сильным сопротивлением. Даже во время революций 1905 и 1917 г. крестьянские бунты были направлены на конкретные объекты - месть тому или иному помещику, захват лакомого участка земли, порубку леса. Они не были нацелены на "строй" в целом, ибо крестьяне не имели ни малейшего подозрения о его существовании.
Но эта черта крестьянского сознания имела и свою скверную сторону. К числу недоступных крестьянскому пониманию абстракций относилось и право, которое они были склонны смешивать с обычаем или со здравым смыслом. Они не понимали законоправия. Русское обычное право, которым руководствовались сельские общины, считало признание обвиняемого самым убедительным доказательством его вины. В созданных в 1860-х гг. волостных судах, предназначенных для разбора гражданских дел и управляемых самими крестьянами, единственным доказательством в большинстве случаев было признание подсудимого.*19 Крестьянину точно так же трудно было понять, что такое "собственность", которую он путал с пользованием или владением. По его представлениям не живший в своем имении помещик не имел права ни на землю, ни на ее плоды. Крестьянин мог легко позаимствовать вещь, в которой, по его мнению, законный владелец не нуждался (например, дрова из господского леса), однако в то же самое время выказывал весьма острое чувство собственности, если речь шла о земле, скотине или орудиях других крестьян, поскольку эти вещи были надобны для заработка на хлеб. Крестьяне смотрели на адвокатуру, созданную судебной реформой 1864 г., просто как на новую породу тех же самых лихоимствующих чиновников: иначе зачем же адвокаты берут деньги за вызволение попавших в судебную переделку? Крестьянин терпеть не мог формальностей и официальных процедур и был не в состоянии разобраться в абстрактных принципах права и государственного управления, вследствие чего он мало подходил для какого-либо политического строя, кроме авторитарного.
*19 С.В. Пахман. Обычное гражданское право в России, СПб., 1877. I, стр. 410-12.
Подобно другим "первобытным" существам, русский крестьянин обладал слабо развитым понятием собственной личности. Личные симпатии и антипатии, личное честолюбие и самосознание обыкновенно растворялись в семье или в общине, по крайней мере до той поры, как крестьянин получил возможность сколачивать большие капиталы, и тогда приобретательские инстинкты полезли наружу в самой уродливой форме. Деревенская община, мир, сдерживала антисоциальные инстинкты мужика - коллектив был выше своих индивидуальных членов. Хомяков как-то сказал, что "русский человек, порознь взятый, не попадет в рай, а целой деревни нельзя не пустить"*20. Но между тем связи, соединяющие и социализирующие деревенских обитателей, носили ярко выраженный личный характер. Внешний мир воспринимался сквозь сильно запотевшее стекло как нечто далекое, чужое и в общем-то совсем маловажное. Он составлялся из двух частей - необъятного святого сообщества православных и царства иноземцев, делившихся на басурманов и немцев. Если верить словам живших в России иностранцев, еще в XIX в. многие русские крестьяне не знали и не поверили бы, скажи им об этом, что в мире существуют другие народы и монархи помимо их собственных.
*20 Цит Н. Л. Бродский, ред., Ранние славянофилы. М. 1910, стр LIII


Барщина и оброк

Барщина царствовала на Юге и Юго-Востоке России

Были ли русские крестьяне набожны и религиозны

В середине XVI века, во время поземельного прикрепления крестьян, они начали переходить от подсечно-огневого земледелия к трехполью

В царской России было гораздо меньше крестьянских волнений, чем принято думать

Весна наступает в России внезапно

Государственные крестьяне спекулировали землей

Жили крестьяне в бревенчатых избах, обставленных очень скудно - стол да лавки, вот и почти вся мебель

Исследователи русской деревни часто отмечают весьма резкий контраст между ее жизненным ритмом в летние месяцы и в остальную часть года

Как только земля, твердая зимой, как камень, размягчалась, крестьянская семья отправлялась в поле пахать и сеять яровые

Каково же было положение русских крепостных

Картофель появился в России довольно поздно и не вошел в XIX веке в число важнейших культур

Крепостничество не есть рабство

Крепостное право

Крепостной, способный иногда на отчаянное насилие, в обыденной жизни скорее добивался своего ненасильственными средствами

Крестьянин чутко осознавал разницу между себе равными и вышестоящими

Кризис идеологии крепостничества

На своих собственных огородах крестьяне выращивали главным образом капусту и огурцы, которые были важнейшей частью их рациона после хлеба; огурцы солили, капусту квасили

Насколько можно понять, наиболее неприятным проявлением помещичьей власти для крестьянина было вмешательство хозяина в его семейную жизнь и его привычный труд

Оброчные крестьяне часто соединялись в артели, работавшие по заказам частных клиентов и делившие прибыль между своими членами

Особенно важно избавиться от заблуждений, связанных с так называемой жестокостью помещиков по отношению к крепостным

Первобытное сознание русского крестьянина

Подлинной религией русского крестьянства был фатализм

Политические взгляды русского крестьянства

Пороки крепостничества - истинные и мнимые

Пушкин считал оброк и барщину необременительными для крестьян - как это было на самом деле

Пьянство в русских деревнях

Русские крестьяне жили лучше западноевропейских

Русь крестьянская

Тирания природы была иногда горше тирании власти

 

На главную страницу