Русская деревня в эпоху крепостничества

Административный аппарат Московии

Борис Годунов

Генезис самодержавной власти в России

Государевы служилые люди

Дворяне и бояре

Иван Грозный

История русского раскола

Местничество

Москва и Новгород

Московия

Образование централизованного русского государства

Опричнина

Православная церковь

Русская деревня в эпоху крепостничества

Тягловое сословие, тягло

Формирование крепостного права в Московской Руси






Пушкин считал оброк и барщину необременительными для крестьян - как это было на самом деле.

Прочитав книгу Радищева, Пушкин написал пародию под названием "Путешествие из Москвы в Петербург", в котором имеется следующий отрывок:
Фонвизин, [в конце XVIII в.] путешествовавший по Франции, говорит, что, по чистой совести, судьба русского крестьянина показалась ему счастливее судьбы французского земледельца. Верю...
Прочтите жалобы английских фабричных работников: волоса встанут дыбом от ужаса. Сколько отвратительных истязаний, непонятных мучений, какое холодное варварство с одной стороны, с другой какая страшная бедность! Вы подумаете, что дело идет о строении фараоновых пирамид, о евреях, работающих под бичами египтян. Совсем нет: дело идет о сукнах г-на Смита или об иголках г-на Джэксона. И заметьте, что все это есть не злоупотребления, не преступления, но происходит в строгих пределах закона. Кажется, что нет в мире несчастнее английского работника...
У нас нет ничего подобного. Повинности вообще не тягостны. Подушная платится миром; барщина определена законом; оброк не разорителен (кроме как в близости Москвы и Петербурга, где разнообразие оборотов промышленности усиливает и раздражает корыстолюбие владельцев). Помещик, наложив оброк, оставляет на произвол своего крестьянина доставать оный, как и где он хочет. Крестьянин промышляет, чем вздумает и уходит иногда за 2000 верст вырабатывать себе деньгу... Злоупотреблений везде много; уголовные дела везде ужасны. Взгляните на русского крестьянина: есть ли и тень рабского уничижения в его поступи и речи? О его смелости и смышлености и говорить нечего. Переимчивость его известна. Проворство и ловкость удивительны. Путешественник ездит из края в край по России, не зная ни одного слова по-русски, и везде его понимают, исполняют его требования, заключают с ним условия. Никогда не встретите вы в нашем народе того, что французы называют un badaut [бездельником]; никогда не заметите в нем ни грубого удивления, ни невежественного презрения к чужому. В России нет человека, который бы не имел своего собственного жилища. Нищий, уходя скитаться по миру, оставляет свою избу. Этого нет в чужих краях. Иметь корову везде в Европе есть знак роскоши; у нас не иметь коровы есть знак ужасной бедности.*9
*9 А. С. Пушкин. Полное собрание сочинений в десяти томах, М.-Л, 1949, VII, Стр. 289-91.
Пушкинские воззрения на оброк к барщину в России не совсем верны.
Даже авторитетное суждение Пушкина не заменит статистических выкладок. Однако мнение его заслуживает вполне серьезного внимания, поскольку он все же знал русскую деревню из первых рук и к тому же был наделен незаурядным здравым смыслом.

Барщина и оброк

Барщина царствовала на Юге и Юго-Востоке России

Были ли русские крестьяне набожны и религиозны

В середине XVI века, во время поземельного прикрепления крестьян, они начали переходить от подсечно-огневого земледелия к трехполью

В царской России было гораздо меньше крестьянских волнений, чем принято думать

Весна наступает в России внезапно

Государственные крестьяне спекулировали землей

Жили крестьяне в бревенчатых избах, обставленных очень скудно - стол да лавки, вот и почти вся мебель

Исследователи русской деревни часто отмечают весьма резкий контраст между ее жизненным ритмом в летние месяцы и в остальную часть года

Как только земля, твердая зимой, как камень, размягчалась, крестьянская семья отправлялась в поле пахать и сеять яровые

Каково же было положение русских крепостных

Картофель появился в России довольно поздно и не вошел в XIX веке в число важнейших культур

Крепостничество не есть рабство

Крепостное право

Крепостной, способный иногда на отчаянное насилие, в обыденной жизни скорее добивался своего ненасильственными средствами

Крестьянин чутко осознавал разницу между себе равными и вышестоящими

Кризис идеологии крепостничества

На своих собственных огородах крестьяне выращивали главным образом капусту и огурцы, которые были важнейшей частью их рациона после хлеба; огурцы солили, капусту квасили

Насколько можно понять, наиболее неприятным проявлением помещичьей власти для крестьянина было вмешательство хозяина в его семейную жизнь и его привычный труд

Оброчные крестьяне часто соединялись в артели, работавшие по заказам частных клиентов и делившие прибыль между своими членами

Особенно важно избавиться от заблуждений, связанных с так называемой жестокостью помещиков по отношению к крепостным

Первобытное сознание русского крестьянина

Подлинной религией русского крестьянства был фатализм

Политические взгляды русского крестьянства

Пороки крепостничества - истинные и мнимые

Пушкин считал оброк и барщину необременительными для крестьян - как это было на самом деле

Пьянство в русских деревнях

Русские крестьяне жили лучше западноевропейских

Русь крестьянская

Тирания природы была иногда горше тирании власти

 

На главную страницу