Горбачев

Военно-морской флот для России

Выборы 1996 года

Гайдаровский реформы

Горбачев

Думские выборы 1999 года

История рыночных реформ в России 90-х

Правительство Черномырдина

Правление раннего Ельцина

Путин Владимир Владимирович

Путин и Березовский

Социально-демографический кризис в России

Степашин






Антиалкогольная кампания - яркий пример того, как реформы Горбачева неожиданно привели к болезненным последствиям.

Придя к власти, Горбачев почти сразу взялся за самую трудноразрешимую социальную проблему России: водку. Попытка ввести сухой закон была предпринята в России лишь однажды, при Николае Втором. Он запретил водку в годы Первой мировой войны. Кончилось тем, что правительство обанкротилось, а монархия стала крайне непопулярной. Этот введенный царем запрет остается одной из самых недооцененных причин революции 1917 года. Горбачевская антиалкогольная политика не имела в виду полное искоренение водки - водка лишь стала труднодоступной и резко выросла в цене. Советского президента проклинали на перекрестках и за кухонными столами по всей стране. В провинциальных городах зримым символом правления Горбачева стала именно антиалкогольная кампания. Вместо того чтобы разрешить алкогольную проблему, новый запрет выплеснул ее на улицы - в форме жутких очередей и скандалов, которые закатывали опустившиеся пьяницы. Производство водки тем временем перебралось в тень. <Левые> перегонные заводы возникли по всей стране. Контрабандную водку гнали в колхозах, на пищевых комбинатах - почти повсеместно - при попустительстве местной политической элиты, а потом продавали на улицах или из-под прилавка в государственных магазинах. Кое-кто гнал водку из дешевого одеколона, стеклоочистителя, крема для обуви. Ежегодно десятки тысяч россиян умирали от отравления, отведав ядовитого коктейля. Антиалкогольная компания пропитала ядом и советскую экономику. Государственная монополия на алкоголь всегда была столпом советской финансовой системы, обычно она приносила в бюджет до 25 процентов всего дохода. После запрета прибыли от продажи водки потекли не в казну, а в карманы самогонщиков - так закладывался фундамент первого преступного капитала России. Доходы от <левой> водки часто инвестировали в <кооперативы> - разрешенный реформами новый частный бизнес (торговые компании, банки, рестораны, магазины). Водочная мафия опутала всю страну и стала смело подкупать чиновников - от местной милиции, до судов и секретарей обкомов компартии. И вскоре правительство - единственный орган, способный противостоять организованной преступности, - начало гнить от коррупции. Через несколько лет от антиалкогольной кампании пришлось отказаться. Но было уже поздно. Государственной казне, популярности Горбачева, борьбе с организованной преступностью - всему этому был нанесен серьезный урон.

Антиалкогольная кампания - яркий пример того, как реформы Горбачева неожиданно привели к болезненным последствиям

Программа 500 дней, почему ее отверг Горбачев

Реформы Горбачева

Рублевый навес

 

На главную страницу