Православная церковь

Административный аппарат Московии

Борис Годунов

Генезис самодержавной власти в России

Государевы служилые люди

Дворяне и бояре

Иван Грозный

История русского раскола

Местничество

Москва и Новгород

Московия

Образование централизованного русского государства

Опричнина

Православная церковь

Русская деревня в эпоху крепостничества

Тягловое сословие, тягло

Формирование крепостного права в Московской Руси






Этика и эстетика православия - это одно, его социальная и полическая роль - это другое.


Если бы мы занимались исследованием восточного христианства как религии, естественно было бы разобрать его этику и эстетику. Однако нас интересует здесь политическое поведение русской церкви и особенно ее роль во взаимоотношениях между государством и обществом, а не проповеди и деятельность лучших религиозных умов; нас интересует деятельность церкви как социального института. А как только исследование переносится на эту почву, быстро обнаруживается, что, несмотря на всю свою крайнюю потусторонность, православие в России было необычайно озабочено вполне посюсторонним делом борьбы за выживание. В действительной жизни оно оказалось куда бездуховнее, чем религии типа иудаизма и протестантизма, которые учат, что участие в мирских делах является неотъемлемым атрибутом религиозного служения. Когда размышляешь о судьбе православия, на память приходит высказывание Монтеня, который находил связь между сверхнабожными помыслами и весьма приземленным поведением. Вряд ли может быть по-иному, поскольку у человека, отвергшего участие в мирской жизни, нет принципов, которые освещали бы ему путь, если жизнь понудит его заняться мирскими делами. Русская церковь не выработала правил практического поведения и не умела поэтому приноравливаться к обстоятельствам и хранить, пусть и в ущемленной, несовершенной форме, свои основополагающие духовные ценности. Вследствие этого она послушней, чем любая другая церковь, отдала себя в распоряжение государства и помогала ему эксплуатировать и подавлять. В конце концов она перестала быть полнокровным самостоятельным учреждением и позволила превратить себя в обыкновенный отросток государственной бюрократии. Все это сделало ее необыкновенно уязвимой перед лицом перемен в расстановке политических сил и направлениях общественного мнения. В отличие от других церквей, она не смогла отгородить для себя автономной сферы деятельности. У нее не было ничего своего, и она до такой степени отождествила себя с монархией, что, когда последняя рухнула, церковь пала вместе с нею. Относительная легкость, с которой коммунистам удалось исключить церковь из русской общественной жизни, выглядит красноречивым контрастом рядом с тем сопротивлением, на которое они натолкнулись в католической Восточной Европе, где попытались сделать то же самое, успеха не добились и в конце концов вынуждены были смириться с существованием церкви как независимого учреждения.


В XIV-XV веках русская церковь настолько глубоко ушла в светские дела, что продолжала следовать христианству лишь в самом примитивном магико-обрядовом смысле

Вожаком и главным идеологом церковных консерваторов-стяжателей был настоятель Волоколамского монастыря Иосиф

Всю тенденцию православия можно охарактеризовать как центробежную - от экуменизма к регионализму

Догматические обстоятельства, толкавшие православную церковь в объятия государства, связаны с присущим ей консерватизмом

Еретики и реформаторы Древней Руси

Если не считать венгров, россияне были обращены в христианство последними в Европе

Золотой Век православия в России совпал с монгольским владычеством

Монархия поглядывает на церковные земли

Основным элементом православной догматики является отрешение

По мере роста монастырских владений монахи не могли больше пахать свою землю сами и принуждены были использовать труд арендаторов

Почему русская церковь всегда поддерживала сильную монаршую власть

Православная церковь образовала с Московским государством своего рода симбиоз

Православная церковь, состоящая из самостоятельных национальных единиц, по самой природе своей сильно децентрализована

Присущий православию консерватизм вызывал у него желание иметь на своей стороне сильную светскую власть

Русское духовенство погрязало в мирском, и положение тут только усугублялось его невежеством

С внешней стороны, наиболее яркой чертой Православия является красота его искусства и обряда

Тот факт, что Россия переняла христианство у Византии, а не у Запада, имел далеко идущие последствия для всего хода исторического развития страны

У монастырского, или черного, духовенства большая часть времени уходила на заботу о своих имуществах

Церковные партии нестяжателей и любостяжателей

Этика и эстетика православия - это одно, его социальная и полическая роль - это другое

 

На главную страницу