Русские купцы, буржуа и коммерсанты

18 век - на пути к вольности дворянства

Александр I

Александр II

Александр III

Екатерина II

Императорская Россия - петровский разворот в сторону Запада

Империя подминает под себя русскую православную церковь

Искусство и идеология

Конец 18 века - бюрократия захватывает власть в России

Культурные реформы Петра I

Николай I

Николай II

Общественное движение в России в 19 веке

Павел I

Петр I

Петровские реформы

Полицейское государство

Православная церковь и русское общество

Российская бюрократия

Русская аристократия

Русская деревня в пореформенный период

Русская общественная мысль

Русские консерваторы

Русские купцы, буржуа и коммерсанты

Русские революционеры

Русский идеализм

Санкт – Петербург, Вторая половина XVIII века, Быт и нравы

Славянофилы и западники

Цензура и политический сыск в России

Экономика Российской империи

Эпоха дворцовых переворотов






Царь - первый коммерсант и одновременно промышленник и монополист Руси.


В своей коммерческой ипостаси царь распоряжался богатым ассортиментом товаров, которые получал из трех источников: 1. излишков, произведенных в его личных владениях; 2. дани от управителей и подданных; 3. закупок, сделанных для перепродажи. Как правило, любой товар, которым всерьез начинала заниматься монархия, объявлялся царской монополией и исключался из частного коммерческого оборота.
В категории излишков царского хозяйства важнейшим товаром являлись зерновые, монополией на торговлю которыми монархия обладала до 1762 г. На водку также существовала царская монополия, продержавшаяся до XVIII в., когда ее передали дворянам. Водкой торговали в специальных магазинах, имевших на то особую лицензию.
Среди товаров, получаемых в виде дани, почетное место занимали дорогие меха. Они поступали к царю из ясака, наложенного на жителей Сибири, из податей сибирских купцов, обязанных отдавать в казну лучшую из каждых десяти заготовленных ими шкурок, и от воевод, которым полагалось продавать казне по твердым ценам меха, полученные ими от населения в виде кормлений. Эти горы пушнины либо продавались живущим в России западным купцам, либо отправлялись на Ближний Восток и в Китай. Едущие за границу русские купцы брали с собою полные сундуки мехов, которые преподносили в дар и продавали для покрытия своих расходов. Частным лицам разрешалось торговать лишь малоценными мехами, негодными для экспорта.
Многие из товаров, использовавшихся в царской коммерции, ввозились из-за границы. Царь имел право первого выбора в отношении всех привозимых в страну товаров, которые полагалось сначала представить на инспекцию Царским агентам, закупавшим все, что им приглянется, по твердой цене. Лишь после этого товар предлагался частным купцам. Иноземец, отклонивший предложенную царем цену, не мог продать соответствующий товар больше никому в России. Приобретенные таким образом товары использовались в личном царском хозяйстве или перепродавались на внутреннем рынке. Такой подход позволил монархии прибрать к рукам торговлю предметами роскоши. Она также обладала монополией на экспорт ряда товаров, пользовавшихся большим спросом за границей, таких как икра, льняные ткани, смола, поташ и кожи.
И, наконец, монархия широко использовала свои привилегии, предъявляя исключительные права на торговлю всяким товаром, пришедшимся ей по вкусу. Редко случалось, чтобы правительство не поспешило ввести царскую монополию, как только частная инициатива выявляла существование рынка на какой-нибудь прежде неизвестный или неходовой товар. Так, например, в 1650 г. оно обнаружило, что астраханцы вовсю торгуют с Персией мареной - растением, используемым для приготовления красителей. Оно незамедлительно объявило марену государственной монополией и приказало, чтобы отныне ее продавали только казне, и по твердым ценам. Казна, в свою очередь, перепродавала ее персам по рыночной цене. Двенадцать лет спустя, стоило царским агентам обнаружить, что частные торговцы с большой прибылью продают на Запад некоторые товары (юфть, лен, пеньку и говяжье сало), как на них были наложены такие же ограничения. Предметом государственной монополии делался практически любой товар, попадавший в коммерческий оборот. Трудно представить себе практику, более губительную для предпринимательского духа.

Азиатская ориентация русской торговли в первый период русской истории

Был ли русский купец настоящим буржуа

В виду острой нехватки денег в обращении не удивительно, что до новейшего времени в России практически не было коммерческого кредита и банковского дела

Восточная ориентация русского купечества ярче всего проступала в его обличье и бытовых привычках

Государство и иностранный капитал, а не купечество двигало промышленность России вперед в эпоху второй промышленной революции

Дворяне конкурируют с купцами

Деловая психология русского купца сохраняла глубокий левантийский отпечаток

Екатерина II - мать русской промышленности

Екатерининские городские реформы

Иноземные купцы на русской земле

Крестьяне забирают у среднего класса торговцев - купцов их хлеб

Крестьянин-предприниматель в России действовал в невообразимо тяжелых условиях

Крестьянское предпринимательство и крепостная промышленность

Купеческие сословия - гости, гостиные и другие

Купечество выполняло роль менеджеров госпредприятий

Купцы не могли владеть крепостными и лишились монополии на частную торговлю - к чему это привело

Миф о росте городов и городского населения времен царствования Екатерины Великой

Монархия раздает монополии частным лицам за мзду - так рождаются первый русские концессии Московии

Московские купцы жили тяжело и практиковали в основном бартер, многое заимствовали от монголо-татар

Несмотря на все свое богатство и привилегии, купец-гость сильно отличался от западного буржуа

Несмотря на серьезные попытки монархии стабилизировать состав купечества, оно пребывало в состоянии беспрестанных перемен

Особенно отчетливо проявилось восточное влияние в организации русской торговли

Особенности русского и западного города

Отмена госмонополии на ряд товаров в царствование Петра I произвела благотворное влияние на коммерцию

Первая русская индустриальная революция прекрасно уживалась с крепостничеством

Первые концессии и иностранный промышленный капитал в Московии

Петр I и русское предпринимательство

Посадские люди получают монополию на торговлю, иноземным купцам чинят препоны

Почему экономический рост в России не родил средний класс и даже крупные состояния

Права посадников

Примитивный, докапиталистический характер русской коммерции отразился хотя бы в том, что важнейшее место в ней занимали ярмарки

Промышленное развитие России было менее бурным, чем бившая в ней ключом торговая деятельность

Промышленные успехи Петра

Ремесленники и торговцы составляли меньшинство крошечного городского населения Московской Руси

Русская коммерция, основанная на натуральном товарообмене, не давала взрасти настоящему капитализму

Русская ткацкая промышленность выходит на новый уровень - в этом нам помог некто Кноп

Русские купцы конкурировали не друг с другом, а с московской монархией

Русские предприниматели восхваляли самодержавие, поддерживавшее высокие протекционистские тарифы

Русский город - мини-копия России

Русский протекционизм в отношении частного предпринимательства

Русский средний класс - многочисленен ли он был

С вступлением на царствование Петра I правительство стало относиться к деловым людям еще более благосклонно

С ростом могущества и амбиций московской династии она принялась прибирать к рукам главные отрасли торговли и почти все производство

Торговцы и ремесленники объединялись в общины наподобие тех, в которых тогда состояло большинство земледельцев

Царь - первый коммерсант и одновременно промышленник и монополист Руси

 

На главную страницу